Недельная глава Торы "Зот Ґабраха" 5772(3)
"Не было подобного Моше".
«И не встал еще в Израиле
пророк как Моше – которого
знал Всевышний лицом к лицу»
Дварим 34:10
Во-первых, объясним смысл глагола «не встал». По мнению мудрецов это
намек на удивительный, недостижимый уровень Моше, как пророка.
Пророчество подразумевает получение, которое, в свою очередь, означает
пассивность. Моше Рабейну настолько убрал свое «земное притяжение», что
оставался «лицом к лицу», «стоял» перед Вс-вышним.
Но наш
главный комментарий мы почерпнем из слов Торы, сказанных равом Зелигом
Бангисом, когда поднялся он в Страну Израиля, дабы занять место
председателя самого известного в мире еврейского суда – «Бейт Дин ґа Эда
ґа Харедит”. Прошлое время глагола «встал» позволяет оценить
уникальность Моше, как главы поколения, говорит рав Бангис.
Виленский Гаон утверждал на основании сказанного в главе «Ва-йелех»:
«ведь при жизни моей огорчали вы Вс-вышнего, тем более, после смерти
моей» (31:27) – поколение Моше существовало в рамках, определяемых
категорией Суда. И наказание следовало сразу за преступлением – золотой
телец, Корах, разведчики. А после смерти Моше, когда добавится категория
рахамим – тем более, ведь рахамим – это время между причиной и
следствием.
Кстати, объясненными теперь становятся весьма
нетривиальные слова Моше (Дварим 10:12): «а теперь, Исраэль, что
Всевышний, Источник всех сил твоих ожидает от тебя – только лишь йират
(трепет)». Недоумевают мудрецы (трактат «Брахот» 33:2): «разве йира
[высочайший духовный уровень – уровень праведников, выше только любовь
абсолютных праведников] это малость?» И отвечают малопонятно: «для Моше
малость».
Для величайшего из поколений – поколения Моше,
существовавшего по категории Суда, требование йира абсолютно легитимное!
Те, кто были способны испытывать последствия собственных ошибок
непосредственно вслед за причиной… Требования от поколения, получившего
Тору – это установка эталона для всех поколений. Отсюда важность
(неприходящесть) урока, преподанного величайшим из пророков, через его
поколение.
А соединение конца и начала Торы, конечно же, в желании
Вс-вышнего, предшествовавшему созданию нашего мира – желанию исполнить
мир в соответствии с категорией Суда (справедливости, Истины). И
изначальность Замысла проявляется в завершенности Действия – «трепету
великому, который сделал Моше на глазах у всего Израиля».
И нам с вами следует помнить – что было однажды, то сможет быть дважды!
Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях: